Разрешая спор и определяя место жительства несовершеннолетних детей с отцом, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 61 и 65 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ), исходил из того, что с сентября 2013 года дети проживали и воспитывались с отцом, которым созданы надлежащие условия для их воспитания, развития и образования, у детей сложился привычный круг общения. Кроме того, суд принял во внимание заключение органа социальной защиты, согласно которому место жительства несовершеннолетних Д. и Н. возможно определить по месту жительства их отца (Р.) С выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.
An error occurred.
Представляется, что при решении данного вопроса следует руководствоваться следующим. Исходя из принципа равенства родительских прав и обязанностей раздельно проживающие родители в равной мере могут претендовать на общение с ребенком, на участие в его воспитании (статьи 61,63 СК РФ).

Обзор судебной практики по спорам о воспитании детей
Т.) в двухкомнатной квартире общей площадью 41,7 кв.м. У детей имеется отдельная комната, в которой присутствуют спальные места, имеются два стола для выполнения уроков, компьютер, принтер, шкаф для детской одежды, большое количество игрушек.

по месту жительства Е. на момент обследования она проживает с несовершеннолетними детьми в двухкомнатной квартире. В квартире имеется необходимая мебель для проживания, детям выделена отдельная комната 16 кв.м, где есть спальные места для детей, стол для занятий, телевизор, компьютер, игрушки, книги и др.
По месту жительства Е. созданы необходимые условия для проживания несовершеннолетних детей.
Рассудить не по-детски

Брак между Е. и Р. прекращен 21 мая 2011 г. на основании решения мирового судьи. От брака стороны имеют двух несовершеннолетних детей Д.
и
Н. Судебным приказом от 22 января 2013 г. с Р. в пользу Е. взысканы алименты на содержание детей Д. и Н. Р. и Е. проживают раздельно, несовершеннолетние дети Д.
и
по месту жительства Р. проживает вместе с женой Т.
Iii. разрешение споров, связанных с воспитанием детей
Оглавление Обзора практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей: Стр. 1. Статистические данные о рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детейСтр. 2. Принятие искового заявления по спорам, связанным с воспитанием детей: — Отказ в принятии искового заявления — Оставление искового заявления без движения — Возвращение искового заявленияСтр. 3. Подготовка дела к судебному разбирательствуСтр. 4. Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении делСтр. 5. Участие прокурораСтр. 6. Рассмотрение судами дел об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей: — Выяснение мнения ребенка — Резолютивная часть решения судаСтр. 7. Рассмотрение судами дел об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка: — Мировые соглашенияСтр.
8.
Анализ судебной практики, связанной с воспитанием детей
Дети усваивают идеальные родительские установки и чаще всего при ответе на вопросы суда транслируют эти установки бездумно, потому что «так правильно». Ребенок может быть запуган одним из родителей и побоится признаться в этом.
Бывает, родители специально готовят детей к выступлению в суде, заставляя заучивать «правильные» ответы. Чтобы понять, к кому из родителей ребенок относится лучше, с кем из родителей у ребенка установились более комфортные и доверительные отношения, какова вообще семейная атмосфера, прибегают к экспертизе внутрисемейных отношений. Экспертизу внутрисемейных отношений проводит эксперт в области психологии. Закон не устанавливает жестких правил в выборе эксперта.
Проживание ребенка с одним из родителей не лишает другого родителя права и обязанности участвовать в его воспитании. Проживающий отдельно от ребенка родитель вправе общаться с ним и обязан принимать участие в его воспитании, а родитель, с которым ребенок проживает, не вправе препятствовать в этом другому родителю.
При разрешении споров между родителями о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, суды руководствуются разъяснениями, содержащимися в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 10, согласно которым при определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие.
Судебная практика по вопросу связанным с воспитанием детей
При установлении тех или иных обстоятельств, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу для диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, для выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка, для психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта), для определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей. В этих целях судами, в частности, должны быть назначены судебно-психологические, судебно-психиатрические, а также комплексные судебные экспертизы (психолого-психиатрические, психолого-педагогические, психолого-валеологические, социально-психологические).
На суде она пояснила, что хотела бы проживать с матерью. Между тем, исследовав обстоятельства дела, суд решил, что мнение несовершеннолетней противоречит ее интересам.
«…желание проживать с матерью обусловлено отсутствием контроля за ней со стороны матери, поскольку предоставленная матерью свобода в поведении дочери фактически граничит с полной безнадзорностью ребенка, — говорится в обзоре, — что может в дальнейшем привести к ее асоциальному поведению, случаи которого уже имели место: во время проживания с матерью установлены факты краж сотовых телефонов, совершенных несовершеннолетней в школе». Суд также установил, что матерью не созданы надлежащие условия для проживания ребенка: девочка не имеет спального места. Ей негде делать уроки. А мать постоянно занята на работе, и не контролирует ситуацию дома.
Опрошенный в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции педагог-психолог В. пояснила, что несовершеннолетний Д. выразил желание жить с матерью, что также было отражено в психолого-педагогическом обследовании ребенка от 30 июня 2014 г. Согласно принципу 6 Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.
Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. Между тем суд не установил и не указал на такие исключительные обстоятельства разлучения с матерью малолетних Д. и Н.
Однако нельзя привлекать в качестве эксперта психолога или психотерапевта данной семьи, так как он работает с семьей, эмоционально вовлечен во внутрисемейные отношения (пусть даже и в рамках профессиональной компетенции), может иметь предвзятое мнение по поводу ситуации, сложившейся в семье. Кажущееся знание терапевтом ситуации может исказить результаты исследования. В качестве методики анализа отношений применяются стандартные психологические и социологические методы диагностики: беседа, опрос, тест, проективные методики, творческие задания. Экспертиза внутрисемейных отношений проводится как бы «с двух концов». Эксперту важно понять истинное отношение родителей к своему ребенку, а также отношение ребенка к родителям. При проведении диагностики важно определить брешь между идеальными образами семьи, детей и родителей и реальным отношением к ним.